Развивающая среда в доу по фгос своими руками фото


Развивающая среда в доу по фгос своими руками фото



 

ПРЕДМЕТНО – РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ДОУ.

В комплексе актуальных социально-педагогических проблем, связанных с преобразованием системы образования в нашей стране, большое внимание уделяется развитию ее первоначального звена - дошкольного воспитания.

Важной задачей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя. К настоящему времени в отечественной педагогике и психологии накоплен богатый опыт воспитания и обучения дошкольников на основе создания развивающей среды в ДОУ, который во многом предопределил подходы   к решению данной  проблемы .

 Особенностью всех этих исследований является усиливающееся внимание к построению предметно-пространственной среды как развивающей, что предусматривает новые подходы к ее организации в педагогическом процессе с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия детей и взрослых.

В самом широком контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности.

С позиций психологического контекста, по мнению Л. С. Выготского, П.Я. Гальперина, В. В. Давыдова, Л. В. Занкова, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивающая средаэто определенным образом упорядоченное образовательное пространство, в котором осуществляется развивающее обучение.

В центре развивающей среды стоит образовательное учреждение, работающее в режиме развития и имеющее своей целью процесс становления личности ребенка, раскрытие его индивидуальных возможностей, формирования познавательной активности.

 

Это обеспечивается за счет решения следующих задач:

–    создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;

–    предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;

–    ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;

–    активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;

–    ориентироваться на активные методы воздействия на личность.

Активное исследование роли развивающей образовательной среды в целостном педагогическом процессе ведется в последние годы в трудах отечественных ученых  Е. В. Бондаревской, С. И. Григорьева, И. А. Колесниковой, 

Л. И. Новиковой, В. А. Сухомлинского, В. Д. Семенова,  И. В. Слободчикова, В. М. Полонского и др.

В исследованиях В. В. Давыдова, В. П. Лебедевой, В. А. Орлова, В. И. Панова рассматривается понятие об образовательной среде, существенными показателями которой выступают следующие характеристики:

–    каждому возрасту соответствуют определенные психологические новообразования;

–    обучение организовано на основе ведущей деятельности;

–    продуманы, структурированы и реализуются взаимосвязи с другими видами деятельности.

 В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых» (5).

 

Цель создания развивающей средыв дошкольном образовательном учреждении — обеспечить жизненно важные потребности формирующейся личности: витальные, социальные, духовные.

   Дошкольное образовательное учреждение – это естественное жизненное пространство детей. Поэтому важной задачей на сегодняшний день становится осмысление особенностей развивающей среды, которая через свое содержание и свойства влияет на всестороннее развитие ребенка.

Составная часть стандарта дошкольного образования – государственные требования к развивающей среде.

Эти требования разработаны с учётом лучших традиций нашей системы ( по всей России собран материал в ходе эксперимента по аккредитации ДОУ)

    Существует концепция развивающей среды  В. А. Петровского, в которой рассматриваются подходы к ее построению с опорой на личностно-ориентированную модель взаимодействия взрослого и ребенка

  Это отражено в принципах построения развивающей среды в ДОУ: дистанции, позиции при взаимодействии; активности, самостоятельности, творчества; стабильности-динамичности; комплексирования и гибкого зонирования; эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; открытости – закрытости; учета половых и возрастных различий детей.

            В теории также представлена концепция  С.Л. Новоселовой,  которая основывается на деятельностно-возрастном системном подходе и опирается на современные представления о предметном характере деятельности

 В основе этих рекомендаций – анализ сущности предметной деятельности, ее особенностей и значения для психического и личностного развития ребенка. Оснащение воспитательно-образовательного процесса ДОУ формируется в прямой зависимости от содержания воспитания, возраста, опыта и уровня развития детей и их деятельности.

Развивающая предметная среда, по мнению С. Новоселовой, — это система материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития. Обогащенная среда предполагает единство социальных и предметных средств обеспечения разнообразной деятельности ребёнка.

Основными элементами предметной среды являются архитектурно-ландшафтные и природно-экологические объекты; художественные студии; игровые и спортивные площадки и их оборудование; игровые пространства, оснащенные тематическими наборами игрушек, игровыми материалами; аудиовизуальные и информационные средства воспитания и обучения и др.

 В состав предметно-игровой среды входят: крупное организующее игровое поле; игровое оборудование; игровая атрибутика разного рода, игровые материалы. Все компоненты развивающей предметной среды увязываются между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.

Предметно-игровая среда в современных дошкольных учреждениях должна отвечать определенным принципам:

принцип свободного выбора реализуется, как право выбора ребенком темы, сюжета игры, игрового материала, места и времени игры;

принцип универсальности позволяет детям и воспитателями строить и менять игровую среду, трансформируя ее в соответствии с видом игры, ее содержанием и перспективами развития;

принцип системности представлен сомасштабностью отдельных элементов среды между собой и с другими предметами, оставляющими целостное игровое поле.

       Пространственная развивающая среда включает себя совокупность подпространств:

интеллектуального развития и творчества,образуют все игровые зоны, поскольку у дошкольников ведущим видом деятельности и интеллектуального и эмоционального освоения является игра;

физического развития, в наибольшей степени стимулирует двигательную активность детей;

игрового развития;

экологического развития,призвано воспитывать и укреплять любовь к природе, постигать все многообразие и неповторимость естественных природных форм;

компьютерное пространство, вводит детей в мир информатики и способствует активизации познавательной деятельности, формированию ребенка как самостоятельной личности, умеющей принимать решение.

О компьютерах!

( программы можно заменить)

( но ввиду  того, что данная составляющая ещё не достаточно распространена и требует материальных затрат и более детального изучения, то можно заменить использование компьютерных программ использованием развивающих дидактических игр, проблемного содержания)

        

 

Обе концепции взаимодополняют друг друга.В одной ярче представлен целевой аспект, а в другой – содержательный.

 

Развивающая среда строится с целью предоставления детям как можно больше возможностей для активной целенаправленной и разнообразной деятельности.

Каждая деятельность служит удовлетворению каких-либо потребностей.

При создании среды развития необходимо исходить из эргономических требований к жизнедеятельности детей, которые находятся в этой среде: антропометрических, физиологических и психологических особенностей.

Р.Б. Стеркина отмечает, что развивающая среда в ДОУ с точки зрения психолого-педагогических требований должна отвечать заботе о его эмоциональном

благополучии и создавать условия для его развития, обязательно строиться с учетом возможностей ребенка общаться не только с детьми единого возраста, но и в разновозрастных сообществах, не только с педагогом, который его ведет, но и с другими взрослыми (поваром, сторожем, родителями и др.). Личность развивается полноценно только тогда, когда есть весь спектр общения с людьми разного возраста, представителями разных профессий, семьи.

На основании данных концепций, необходимо учитывать ряд требований:

·        в среде  должны быть отражены разные виды деятельности, содержание которых представлено с учетом особенностей развития детей в данном возрасте.

·        Тематика должна быть разнообразной,  весь комплекс представлен в каждой возрастной группе с многообразием игрового и дидактического материалов.

·        В групповом помещении могут быть представлены не только традиционные, но новые компоненты.

·        Среда обеспечивает комфортность, функциональную надежность и безопасность.

 

Требования сегодняшнего времени к концепции развивающей предметной поставили перед дошкольным педагогами новые проблемы!

Качественно изменился статус дошкольных учреждений, при построении концепции  нового дошкольного образовательного учреждения учитываются запросы родителей.

      

 

Современных родителей интересует!

·         По какой программе работает МДОУ.

·        Гарантируется ли подготовка детей к школе.

·        Есть ли студии

·        Кружки

·        Физиокабинеты

·        Спортзал и др.

 

Важнейшее значение приобретает  воспитательно – оздоровительная работа , не маловажна и  материальная база!!!

   Благодаря тому, что родители получили возможность выбора ДОУ, которое будет посещать их ребёнок

Происходит своеобразная, в хорошем смысле этого слова -  борьба между ДОУ за

имидж среди населения, что в свою очередь повышает  качество воспитательно – образовательного процесса, и переводит ДОУ в режим РАЗВИТИЯ.

Таким образом - Выбор детского сада  оборачивается в пользу д/с.

     Необходимо разграничивать понятия развивающая среда и материально – техническое обеспечение, поскольку они не тождественны.

Конечно, они взаимосвязаны между собой, то есть материально – техническое обеспечение является лишь основой развивающей среды.

 Ведь средства можно потратить и не эффективно, приобрести, например случайные предметы, дорогие , но не развивающие игрушки).

Зачастую педагоги  не имеют возможности приобретать развивающие игры и игрушки известных фирм производителей, но выход из сложившегося положения находят, ведь

Игры, дидактические пособия, которые созданы руками педагогов, больших мастеров и энтузиастов своего дела, дают гораздо больше, чем многие игры известных фирм.    

В то же время  часто в д/с можно увидеть насыщенную предметную среду, которую, однако нельзя назвать развивающей.

 

 

 Поэтому педагогам следует обратить внимание на создание  именно развивающей среды в    ДОУ и в группе.

Для этого необходимо соблюдать ряд  требований к организации и содержанию предметно – развивающей среды.

1.     В каждой возрастной группе должны быть созданы условия:

 

·        Для самостоятельной деятельности детей (игровой, двигательной, изобразительной, театрализованной и др.) которые реализуются в центрах ( зонах), содержат разнообразные материалы для развивающих игр и занятий.

·        Для предоставления права выбора деятельности и реализации индивидуальных интересов и возможностей.

2.     Организация и расположение предметов развивающей среды в пространстве групповых помещений должно:

·              Быть рационально – логичным и удобным для детей ( библиотечка,

 наст -печ. игры, уместно сочетать с уютной зоной отдыха, где уже есть небольшой столик, пара детских кресел, диванчик, живые растения –                    интеллектуальный отдых.)

·        Отвечать возрастным особенностям и потребностям детей, иметь отличительные признаки ( н-р, для детей 3 –го года жизни, это освобождённое достаточно большое пространство для двигательной деятельности, где они смогут удовлетворить потребность в активном движении – катании, лазании, играх с ручными двигателями.)

 

 В группе детей 4 - го года жизни – широко развёрнутый центр с- р игр.

Орудийные атрибуты:

Включаются, отключаются, короны, шлемы, плащи, сумки,

Хотят быть похожими на взрослых большими и важными.

 

У детей среднего дошкольного возраста ярко проявляются потребности в игре со сверстниками, особенность уединяться, создавать свой мир игры, в укромных уголках : уютные красивые дворцы, военные крепости, и др. сооружения  ИГРА 2-3 детей.

 

 

--Включать не только стационарную, но и мобильную мебель

 ( « открытые ширмы», игровые столики со множеством отверстий), запасник ценных вещей, где в неглубоких коробках, где куски ткани и бабушкины платья сумки,

--Расположение мебели, игрового и прочего оборудования в предметной среде должно отвечать требованиям техники безопасности, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться в пространстве.

--Отвечать санитарно – гигиеническим нормативным требованиям

 ( мебель и прочее оборудование должно быть соразмерно росту ребёнка, должен соблюдаться световой режим в центрах изодеятельности, литературном. И т.д.)

Физиологии ребёнка ( игровые поля, центры, зоны – важно.

                Организовать так…..

Ребёнок располагался на кубах, на полу, стоя у мольберта, наборного полотна, мишени и пр. на коленях у подиума с разнообразным конструкторами, материалами, макетами. И пр.

 

--Оформление предметно – развивающей среды должны отвечать требованиям эстетики, привлекать внимание детей, побуждать к активному действию в ней.

 

3.     Во всех возрастных группах должно быть уютное место для отдыха,

которое лучше оформить в спальном помещении,

 подиумы с мягкими игрушками, с которыми можно обнявшись полежать, лёгкие воздушные беседки из прозрачной ткани или других материалов, в которых будут размещены  цветы, диваны, аквариумы и т.д.

4.     Начиная с 3-х лет у ребёнка в группе должно быть «неприкосновенное место, где бы он мог хранить своё личное имущество: « драгоценное» украшение, зеркальце, открытки, «замысловатые механизмы, болтики, значки,  подарки от воспитателей, принесённые из дома игрушки, и пр.

 

 

 

 

 

5. Все центры: игровые зоны, поля должны быть наполнены развивающим содержанием, соответствующим:

·        Программным требованиям, задачам воспитания и обучения

·        Возрастным возможностям, связанным с физическим, интеллектуальным, прочим развитием ребёнка.

·        Интересам мальчиков и девочек, не не только игровым, но и в других видах деятельности. 

             Образцы – корабли

                            - сумочки

                             - украшения.

 

      В предметно – развивающей среде должны быть созданы условия для развития психических процессов: восприятия, памяти, внимания, ит.д.

ИГРЫ!

 

Обеспечение на зону ближайшего развития:

Это я знаю, а это интересно узнать! 

 

Исследователи в области образования полагают, что правильно организованная среда способна оказывать позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению.

Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства. Развивающая среда дает дошкольнику возможность испытывать и использовать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля.

Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов.

 

В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм развития ответственности за содеянное, за результат.

 В ребенке пробуждаются силы, способствующие как можно лучшему осуществлению задуманного.

  Развивающая среда выступает в роли стимулятора,движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

         В общем, обогащенное развитие — это развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ре­бенка.

Безусловно, наиболее высоким уровнем познаватель­ного и личностного развития обладает индивид, находящийся под воздействием развивающей среды.

Таким образом, предметно-пространственная среда развития– это организация пространства и использования оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности психического благополучия ребенка, его развития.

 Характеристики предметно-пространственной среды

1) Комфортность и безопасность обстановкичаще всего дости­гается через сходство интерьера групповой комнаты с домаш­ней обстановкой. Это снимает стрессообразующее воздействие на ребенка общественного образовательного учреждения, со­здает чувство уверенности и безопасности.

В результате пре­бывания в естественной, уютной обстановке у ребенка скла­дываются предпосылки для возникновения и закрепления положительного эмоционального тонуса, что является основой успешного интеллектуального и личностного развития.

Эффект домашней обстановки достигается путем замены казенной мебели (парт, столов, расставленных по стандарт­ным школьным правилам, с количеством стульев, равным количеству детей; стола воспитателя) на более привычные

столы, стулья, кресла, диваны, подушки, коврики; устране­ния границ между зоной учебной деятельности и зонами для других видов активности.

 

 

2) Обеспечение богатства сенсорных впечатлений.Предметы обстановки групповых помещений необходимо подбирать та­ким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов, гармонию окружающего мира. Для этого, как правило, много места отводится естественному природному и

 

различному бросовому материалу. Наряду с этим в группы дошкольников часто вносятся разнообразные бытовые пред­меты, а в атрибутике сюжетно-ролевых игр используются ес­тественные вещи (например, в игре «Путешествие»: фотоап­парат, чемоданы, темные очки, шлем, бинокль и т.п.). Раз­нообразная деятельность детей

в такой обстановке является эффективным условием развития сенсорных способностей, которые, в свою очередь, являются базовыми в системе ин­теллектуальных способностей ребенка дошкольного возраста.

3) Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельнос­ти и структуризация этой деятельности через насыщение пространства специальным образом подобранными матери­алами.

Такой подход ставит ребенка в позицию активного деятеля, что благотворно сказывается на приобретении опы­та социальной жизни и его интериоризации, становлении субъектной позиции дошкольника, развивает его самостоя­тельность и инициативность. Кроме того, ситуация занятос­ти и увлеченности интересной деятельностью каждого ребенка снижает потенциальную возможность возникновения организационных и дисциплинарных проблем.

4) Обеспечение возможности для исследования и научения.

Исходя из этого положения, развивающую среду можно назвать «обучающей». Ребенок очень много узнает еще до того, как приходит в дошкольное учреждение. К этому моменту он уже имеет значительный опыт и

понимает окружающий мир на основе этого опыта.

Процесс образования в дошкольном учреждении должен основываться на этом

 

 

предыдущем опыте ребенка и учитывать собственную точку зрения ребенка на окружающий мир.

Каждому ребенку присущ свой темп и свой стиль развития, не менее индивидуальные, чем его внешность. Некоторые дети лучше учатся через наблюдение. В научении других относительно чаще встречается манипулирование и действование методом проб и ошибок.

Все это только подтверждает точку зрения о значимости создания специальной обучающей среды, в которой каждый ребенок мог бы индивидуально испытывать свои способности и идти собственным путем в процессе познания окружающего мира.

Современные исследователи определили, что прямое обучение не всегда ведет к осознанию изучаемого содержания и возможности его использования. Ребенок прекращает демонстрировать понимание этого содержания, как только

исчезает ситуация обучения. Например, 5-летний ребенок достаточно легко справляется с заданием разложить полоски по высоте от самой низкой к самой высокой, называет те полоски, которые ниже синей, но выше красной, демонстрируя понимание относительности величины. Но тот же ребенок не может на листке бумаги небольшого размера нарисовать медведя так, чтобы этот медведь получился самым большим среди всех нарисованных медведей (хотя решение основывается на том же самом понимании относительности величины).

Детское экспериментирование— один из важнейших аспектов развития личности. Эта деятельность не задана ребенку взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения все новых сведений об объекте. Поэтому уместно говорить о саморазвитии в деятельности экспериментирования.

Для развертывания этой деятельности необходимы материалы: мерные кружки, формочки, нестандартные мерки, учебные пособия и приборы (весы, часы, календари и т.п.), вода, глина, речной песок.

 

 

 

Таким образом, под предметно-развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

В то же время определяющим моментом в создании предметно развивающей среды является педагогическая идея; цель, которой руководствуется образовательное учреждение. Достижение этой цели осуществляется через реализацию образовательной программы.

Цели образования дошкольников и, следовательно, образовательные программы могут существенно отличаться друг от друга.

Так в РФ утверждено несколько комплексных программ (

« Типовая»,«Радуга», «Развитие», «Детство», «Истоки» и др.),

а также целый ряд парциальных программ («Мы», «Основы безопасности жизнедеятельности» и др.), т.е. образовательная среда группы должна спо­собствовать реализации цели, задач и содержания выбран­ной программы.

Создавая развивающую среду группы, очень важно учиты­вать особенности детей, посещающих эту группу: возраст до­школьников, уровень их развития, интересы, склонности, спо­собности, половой состав, личностные особенности и прочее.

Особенности среды группы также во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя.

Если воспитатель — знаток своего города, любит изучать его вместе с детьми, конечно, это должно найти яркое отражение в обстановке. Другой предпочитает больше внима­ния уделять изобразительной деятельности — и это также будет заметно в созданной среде.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что не может быть слишком жестких, детализированных требова­ний к построению развивающей среды в разных образова­тельных учреждениях, поскольку образовательные програм­мы, состав детей, педагогические кадры могут существенно отличаться друг от друга.

 

 

Вместе с тем можно выделить наиболее общие положения при создании развивающей сре­ды в группе дошкольного образовательного учреждения, ко­торые основываются на современных подходах к образова­нию дошкольников.

Непременными условиями построения развивающей сре­ды в дошкольных учреждениях любого типа являются реа­лизация идей развивающего обучения и опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспи­тателем и ребенком.

Развивающее обучение направлено, прежде всего, на раз­витие личности обучаемого и осуществляется через решение учебных задач, основанных на преобразовании информации, что позволяет обучаемому проявлять максимальную самосто­ятельность и активность.

Источник целостного развития ре­бенка — его познавательно-творческая деятельность, которая направлена на освоение исторически складывающихся

форм человеческой культуры, созидательного опыта людей.

Куль­турные средства, которые активно присваивает ребенок, дают ему возможность самостоятельно анализировать любую но­вую ситуацию, быть свободным в выборе собственных дей­ствий, самостоятельно организовывать свою деятельность.

Развивающее обучение предполагает перспективу самораз­вития ребенка и расширения его сознания на основе позна­вательно-творческой деятельности. Такое обучение невоз­можно без рефлексии, без познания самого себя, своих воз­можностей. Осуществление идей развивающего обучения возможно только на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия между воспитателем и ребенком.

 Ее ос­новные черты таковы. Взрослый в общении с детьми при­держивается правила: «не рядом, не «над», а вместе!». Его цель — содействовать становлению

ребенка как личности. Способы общения — понимание, признание и принятие лич­ности ребенка, основанные на способности взрослых встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции.

 

 

Тактика общения — сотрудни­чество. Взгляд на ребенка — как на полноправного партнера.

Реализация современных подходов к образованию дошкольников (осуществление идей развивающего обучения и личностно-ориентированная модель взаимодействия воспитателя и ребенка) возможна только при соблюдении следу­ющих принципов построения развивающей среды в группе детского сада.

1. Принцип уважения к потребностям, нуждам ребенка. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потреб­ности: потребность в движении, потребность в общении, потребность в познании.

Среда группы (и детского сада в целом) должна эти потребности удовлетворять. Она организуется так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, как, где, во что играть.

 Подбор оборудования и материалов для

группы определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сензитивными периодами.

Так, например, на тре­тьем году жизни это — развитие движений и речи. Поэтому необходимо в оборудование включать горки, большие мячи (за которыми ребенок будет ходить, прокатывать их), ве­лосипеды, простые сюжетные картинки, прочные книжки.

В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают со­вместные игры, поэтому оборудование необходимо разме­щать так, чтобы детям удобно было организовывать совмест­ную деятельность. В этом же возрасте начинает развиваться «режиссерская» игра — для нее необходим небольшой по площади настольный театр и соответствующая атрибутика.

Ребенок развивается только в активной деятельности. Его к такой деятельности чаще всего стимулирует внешний раз­дражитель: предмет, игрушка,

оказавшиеся в зоне внимания, поэтому высота мебели в групповом помещении должна быть такой, чтобы ребенок мог достать игрушку с самой высокой полки (примерно 75 см).

 

Большое значение при создании действительно развиваю­щей среды имеет свободное пространство. Дети нуждаются в значительном по площади свободном пространстве — для двигательной деятельности, ролевых игр, для «неопрятных» игр (манипуляций с водой, песком, глиной), для спокойных игр и занятий в одиночестве.

 Основное правило — свободное пространство должно занимать не менее третиине более половины общего пространства групповой комнаты. (Не пу­тайте «свободное пространство» и «открытое пространство»!).

Кроме того, детям должно быть ясно видно, как пере­двигаться по групповой комнате, чтобы не помешать дея­тельности других детей. Для воспитателя важно, чтобы груп­повая комната хорошо просматривалась, чтобы он мог ви­деть всех детей без необходимости перемещения по комнате. Такое пространство помогут создать невысокие ширмы или стеллажи с открытыми

полками, которые одновременно и разграничивают пространство, и оставляют его свободным для наблюдения.

При планировании интерьера целесообразно придержи­ваться нежесткого центрирования (зонирования). Так, воз­можен следующий подход к организации среды:

-      центр сюжетно-ролевой игры;

-      центр грамотности, куда включаются книжный уголок и все игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма, здесь же могут быть театрализованные игры;

-      центр науки, куда входит уголок природы и место для детского экспериментирования и опытов с соответству­ющим оборудованием и материалами;

-      центр строительно-конструктивных игр;

-      центр математики (игротека);

-      центр искусства, где размещаются материалы по ознакомлению с искусством, предметы искусства, материалы и оборудование для детской изобразительной деятельности.

Кроме того, в группе желательно иметь спортивный ком­плекс: он не занимает много места и в то же время много­функционален.

Возможно иное построение среды — «кабинетное». В любом случае при решении своих целей и задач воспитатель может выбрать собственный вариант построения среды — он вместе с детьми определяет, что, где и как располагать.

2. Принцип уважения к мнению ребенка. Развивающую среду выстраивает для детей воспитатель. Он при этом старается, чтобы окружающая ребенка обстановка была комфортной, эстетичной, содержательной, чтобы оборудование было расставлено удобно. Однако нельзя забывать, что пред­ставления взрослого об удобствах, уюте, комфорте далеко не всегда совпадают с представлениями ребенка об этом.

Например, воспитатель из лучших побуждений старается обустроить групповую мягким уголком (диваном или кресла­ми), а ребенок предпочтет этому пару поролоновых матов. На них можно поваляться, попрыгать, их легко перенести в другое место, нет страха что-то сломать или порвать. Или воспитатель подбирает обои для группы: красивые, моющиеся, с отделкой в тон, а ребенку было бы гораздо интереснее иметь в группе «рисовальную стену» — прикрепленные рулонные белые обои, на которых можно рисовать красками, фломастерами, карандашами и даже... руками. Организуя среду, необходимо учитывать мнение каждого ребенка, всех детей группы, выслушивать их предложения и по возможности их удовлетворять или же тактично объяснять причину отказа.

Целесообразно перед первым приходом ребенка в детский сад или после летнего перерыва спросить родителей (в беседе или через анкетирование) о том, чем увлекается их сын или дочь, к чему проявляет склонности, способности; какие любит игрушки. Важно также спросить об этом самого ребенка и внести в

обстановку те игры (игрушки, материалы), которые доставят малышу радость и удовольствие.

Если мнение ребенка будет всегда учитываться в создаваемой среде, группа детского сада станет для него роднее, уютнее, комфортнее – ведь это дом, который создан и им тоже!

 

3. Принцип функциональностиозначает то, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию.

Так, если в ближайшее время игра, пособие, оборудование не будут использованы, их следует вынести из группы в другое место (раздевалку, кладовую и т.п.). Группа не должна быть складом для хранения материалов и пособий!

Имеющееся оборудование и материалы необходимо проанализировать с точки зрения привлекательности для детей и развивающего потенциала.

Так, например, во многих группах детских садов есть игра «Магазин». Зачастую атрибутами для этой игры являются пустые упаковки от продуктов (молока, йогуртов, печенья и др.) в избыточном количестве, мешочки с «крупами», гиревые весы и т.п. Но современный ребенок чаще всего наблюдает в магазине иную картину: весы электронные, товар продавщицы почти никогда не

взвешивают – он уже расфасован... Не удивительно, что игра в «магазин» часто малосодержательна и требует постоянного активного участия воспитателя. Может быть, лучше организовать «магазин одежды», где дети смогут «примерять и покупать» одежду? Что для этого понадобиться? Конечно, товар – одежда, вешалки и стойка для одежды, еще зеркало, ценники, касса...

Игры и пособия, которые вносятся в группу, должны быть        многофункциональны, комбинаторны, вариативны.

Конструктор Лего «Ферма» интересен детям как игрушка, но одновременно они знакомятся с домашними животными, считают их; у дошкольников развиваются конструктивное мышление, творческое воображение.

5.     Принцип опережающего характера содержания образования. Правомерно, что воспитатель подбирает в группу те материалы, которые предназначены детям определенного возраста, но кроме них надо включать в обстановку приблизительно 15% материалов, ориентированных на детей более старшего возраста (примерно на год). Это объясняется следующими причинами.

 

Во-первых, дети различаются по уровню своего развития: есть дошкольники, которые опережают сверстников в развитии. Чтобы не тормозить их дальнейшее продвижение, необходимо использовать более сложное содержание, а это возможно только через деятельность с играми и пособиями, предназначенными для более старших детей.

 Во-вторых, особенности поведения и деятельности ребенка с новым сложным материалом дают воспитателю замечательную возможность осуществить диагностику, а именно: отмечать степень переноса детьми уже освоенной информации в новые, незнакомые условия деятельности. В-третьих, детское экспериментирование с новым, более сложным игровым материалом открывает перспективу саморазвития, воспитывает стремление понять, узнать,

 разобраться в новом.

5. Принцип динамичности – статичности среды. Ребенок, оставаясь самим собой, вместе с тем постоянно изменяется, развивается. Естественно, что его окружение не может быть застывшим, а также требует изменений. Обстановка – это оболочка, «одежда», из которой ребенок быстро вырастает, поэтому она должна, оставаясь по сути привычной и уютной, «расти», меняться вместе с ребенком; более того, обстановку должен менять сам ребенок, подстраивая ее под себя.

Развивающая среда не может быть построена окончательно, завтра она уже перестанет стимулировать развитие, а послезавтра станет тормозить его.

Первоначальный период построения среды - два месяца, а далее – ее насыщение и реорганизация. Примерно один раз в два месяца часть материалов необходимо заменять, переставлять оборудование.

 Если есть возможность, мебель лучше приобретать на колесиках, чтобы

дети сами могли ее передвигать, конструируя пространство. Для этого подойдет крупный модульный материал (промышленного изготовления либо склеенные картонные коробки разного размера), с помощью которого пространство легко трансформируется.

 

 

Выстраивая развивающую среду, воспитатель всегда должен помнить, «...какую громадную, ни с чем не сравнимую роль играет в воспитании детей обстановка, среди которой они живут. Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира...

Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить-развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершаться из самого себя, от природы...» (Е.И. Тихеева).

Важно!

рекомендуется чаще менять оформление. Изменения в обстановке повышают эмоциональное восприятие ранее виденного, создают новые

впечатления и образы.

При этом следует руководствоваться очень разумным педагогическим правилом, высказанным в свое время видным специалистом по дошкольному воспитанию Е.И. Тихеевой: «Не надоедать детям одними и теми же впечатлениями и образами...»

При размещении столов надо позаботиться о том, чтобы всем детям было хорошо видно и слышно воспитателя, чтобы они свободно могли вставать и выходить из-за стола, не мешая другим.

В создании условий для полноценного физического развития детей большое значение имеет правильный подбор мебели. Она должна быть простой по форме, легкой и удобной, окрашенной в светлые тона, с гигиеническим покрытием.

  Дети в дошкольном возрасте растут быстро, поэтому мебель подбирается им в течение года дважды. Чтобы упростить эту работу, можно на косяк двери нанести цветную шкалу шириной 5-6 см. Начиная от пола, cотметки от 90 до 100 см

закрасить полосу голубым цветом, над ней до отметки 115 см – оранжевым, а затем до 130 см – желтым, выше – красным. Ребенок, не снимая обувь, становится, выпрямившись, спиной к косяку двери. Уровень, соответствующий его росту, и будет информировать о подходящей группе мебели.

В оборудование групповых комнат, помимо столов, стульев, входят шкафы для игрушек, полки для книг, скамейки и другие предметы. Все они должны быть устойчивыми, безопасными в употреблении, удобными для самостоятельного пользования.

Санитарно-гигиеническими правилами предусматриваются определенные требования и к качеству игрушек – они подбираются в соответствии с возрастом детей, изготавливаются из легко моющихся материалов, покрываются яркими, прочными и безвредными лаками и красками.

Дидактический материал, пособия и игрушки, подобранные в соответствии с возрастом каждой возрастной группы и подгруппы, должны быть расположены на отдельных полках и рассредоточены так, чтобы детям было удобно пользоваться ими и, приучаясь к порядку, ставить на место.

Необходимо приучать детей с младшего возраста к аккуратному и бережному обращению с игрушками, самостоятельной их уборке.

При оборудовании других помещений детского сада (раздевальной, умывальной, туалетной и т.д.) необходимо также сочетать соблюдение гигиенических требований и созданием максимальных удобств для воспитания детей. Важно, чтобы эти помещения находились в непосредственной близости к групповой комнате – тогда воспитателю будет удобно наблюдать за детьми, обеспечивать последовательность режимных процессов.

      Участок – обязательный элемент ДУ. Правильно спланированный и хорошо оборудованный участок, где дети проводят от 3,5-4 ч зимой, до 5-6 ч в теплое время года, создает благоприятные условия для их гармоничного развития.

Пребывание детей на участке позволяет широко использовать в целях закаливания мощные оздоровительные природные факторы – воду, солнце, воздух.

На участке дети получают реальную возможность удовлетворить потребность в движении, совершенствуя при этом свои двигательные умения в играх, в разнообразных гимнастических упражнения, трудовых процессах.

Хорошо озелененный и оборудованный участок оказывает положительное влияние на эмоциональный тонус, который в сочетании с активной двигательной деятельностью поддерживает состояние хорошей работоспособности детей.

Участок используется в педагогических и воспитательных целях для ознакомления с окружающей природой, развития речи, мышления, для воспитания трудовых навыков, реализации отдельных форм физического воспитания.

На участке группы должно быть все для развития разнообразной организованной воспитателем и самостоятельной двигательной деятельности детей:

- навес, под которым дети могут заниматься, а в плохую погоду укрываться от дождя и ветра.

- столы со скамейками разной высоты, соответствующей росту детей. За этими столами дети могут играть и заниматься с настольными играми и материалами.

- песочный ящик, рядом с которым целесообразно врыть столики для малышей, за которым дети будут играть, лепить пирожки.

- специальное место и оборудование для сюжетно-ролевых игр (несложные постройки – домики, автобус, корабль и т.п.).

- оборудование для физических упражнений (лесенка-стремянка, щиты для метания в цель, бревна для упражнения в равновесии и т.п.).

- ровная площадка, свободная от игровых построек.

Таким образом, за счет рационального размещения оборудования на участке выделяются микропространства для разнообразных игр – спокойных (с песком, водой, с дидактическими и сюжетными игрушками), подвижных.

Для обучения детей правилам дорожного движения должна быть предусмотрена тематическая площадка, специально оборудуется общая физкультурная площадка площадью 150 м2, которыми группы пользуются поочередно.

И как всегда на участке должно быть отведено место для уголка природы и детского огорода. Своеобразие их оборудования заключается опять-таки в учете возможностей детей разного возраста и выполнения, общепринятых для возрастных групп.

Таким образом, важнейшей задачей воспитателя по созданию предметно-развивающей среды в группе на участке является умение организовать быт так, чтобы тесно увязать все элементы повседневной жизни с развитием, обучением, игрой и приобщением детей к труду, а для этого необходимо создать спокойную и доброжелательную атмосферу в группе, ДОУ, т.е. социальную среду.

Социальная среда развития– условия взаимодействия ребенка с другими людьми, сообщество, которое складывается в д/с.

 Его участники – воспитанники д/с, педагоги, обслуживающий персонал, родители, другие члены семьи воспитанников.

Общение с окружающими людьми играет огромную роль в общем психическом развитии ребенка. В отечественной психологии общепризнанным является положение о том, что психическое развитие детей происходит в процессе освоения ими общечеловеческого опыта. Носителем этого опыта является взрослый. Он встает между миром, в который приходит ребенок, и самим ребенком, репрезентируя ему этот мир.

 

 

    Список литературы

1.Новоселова, С. Развивающая предметно-игровая среда детства : мир «Квадро» / С. Новоселова // Дошкольное воспитание. — 1998. — №  4. — С. 79.

2. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 4.

3.Петровский, В. А. Построение развивающей среды в ДОУ / В. А. Петровский [и др.] / Дошкольное образование в России. — М., 1997.

4.Толстикова, О. Создаем развивающую среду своими руками / О. Толстикова // Дошкольное воспитание. — 1997. — № 5.

5.Педагогика: педагогические теории, системы, технологии / под ред. С. А. Смирнова. — М., 1999.

6.Седова, Л. Н. Становление творческой личности в условиях развивающей среды / Л. Н. Седова // Проблемы образования: теория и практика. — 1999. — №1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Принципы построения развивающей среды
в условиях ДОУ

В. А. Петровский, Л. П. Стрелкова, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина и др. разработали Концепцию построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в детском саду, в которой определены принципы личностно-ориентированной модели построения развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении.

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии.

Первоочередное условие личностно-ориентированного взаимодействия взрослых и детей — установление контакта между ними. Установлению контакта могут препятствовать принципиально разные позиции, которые занимают воспитатель и ребенок. В рамках авторитарной педагогики воспитатель находится как бы «сверху», или «над», а ребенок — «снизу». Такая позиция воспитателя предполагает диктат и назидание. В отличие от этого личностно-ориентированная позиция педагога — партнерская. Ее можно обозначить как «рядом», «вместе». При этом развивающая среда создает условия для соответствующей физической позиции — общения с ребенком на основе пространственного принципа «глаза в глаза». Это предполагает стремление воспитателя приблизиться, «спуститься» к позиции ребенка, а также создание условий, при которых ребенок может «подняться» до позиции воспитателя. Для этого подойдет, например, разновысокая мебель, высота которой может легко меняться в зависимости от педагогических задач, так называемая «растущая мебель».

Не менее важно взрослому найти дистанцию для осуществления контакта с ребенком. У каждого человека чувство комфортности при общении с другими связано с субъективным, наиболее удобным, расстоянием. В связи с этим размер и планировка помещений должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место для занятий или самостоятельной активности, достаточно удаленное от других и, наоборот, позволяющее осуществлять более тесные контакты.

 

 

 

2. Принцип активности.

В устройстве детского сада заложена возможность формирования активности у детей и проявления активности взрослых. Они становятся творцами своего предметного окружения, а в процессе личностно-развивающего взаимодействия — творцами своей личности и своего здорового тела. Это в первую очередь крупномасштабные игровые и дидактические пособия — легкие геометрические модули, обтянутые тканью или кожей, которые легко переставляются в процессе преобразования пространства.

Одна из стен может стать «рисовальной стеной творчества». На ней дети могут рисовать цветными мелками, углем или фломастерами, создавая как индивидуальные, так и коллективные картины.

Для самых маленьких детей (2—4 лет) подойдут живописные коврики со съемными элементами изображений, которые с помощью кнопок, «липучек» или петель с пуговицами могут преобразовываться (бабочка «пересаживается» с травы на цветок, птица «улетает» в небо, дерево перемещается от домика к берегу реки и т. д.). Такие действия ребенка позволяют ему не только преобразовывать окружающую среду, но и способствуют развитию его мелкой моторики.

Важнейшим условием эмоционального самочувствия и настроения детей является освещение. Оно должно быть разнообразным и доступным (электровыключатели располагаются на доступной для ребенка высоте) для преобразования детьми светоцветового дизайна.

Гигиенические комнаты используются не только для реализации режимных моментов, но и для участия детей в «настоящей взрослой» жизни (мытье посуды, другие бытовые операции), а также для непосредственной детской деятельности (купание кукол, другие игры с водой).

3. Принцип стабильности — динамичности развивающей среды.
В среде должна быть заложена возможность ее изменения в соответствии со вкусами и настроениями детей, а также с учетом разнообразных педагогических задач. Это легкие перегородки, которые могут передвигаться, образуя новые помещения и преобразуя имеющиеся. Это возможность изменения цветовой и звуковой среды. Это вариативное использование предметов (например, мягкие пуфы становятся то детской мебелью, то элементами крупного конструктора).

Это и полифункциональное использование помещений (спортивный комплекс «мини-стадион» может быть установлен не только в физкультурном зале, но и в игровой комнате, спальне, раздевалке).

Можно менять «фоны», изменять обстановку до неузнаваемости, наполняя ее эмоционально насыщенным «детским» содержанием: «волшебная», «корабельная» или «марсианская» комнаты; спортивный канат выглядит как «хобот» слона, на стене нарисованы «загадочные растения» и пр.

Жизненное пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало возможность построения непересекающихся сфер активности. Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу.

В детском саду должны быть функциональные помещения, которыми могут пользоваться дети: физкультурные; музыкальные; театральные; лаборатории; «кабинеты» (с книгами, играми, головоломками, диафильмами, слайдами и т. д.); творческие мастерские, конструкторские; прачечные и др. Устройство этих помещений должно создавать разный эмоциональный настрой, т. е. становиться «таинственным», «страшным», «магическим», «волшебным», «фантастическим» и т. д. Иными словами, «пространство» позволяет ребенку не только осваивать истину, но и «уходить» от нее в фантазии и грезы, не только творчески строить, но и разбирать построенное, видеть не только прекрасное, но и безобразное. Важную роль здесь играет устройство, как здания, так и участка, а также такие перспективные архитектурные и дизайнерские устройства, как застекленные веранды, балкон, подвесное оборудование — ширмы, экраны, витрины; встроенные и пристроенные шкафы, выдвижные и раздвижные столы и полки и т. п.

4. Принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия ребенка и взрослого. Среда должна пробуждать у детей активность, давать им возможность осуществлять разнообразные виды деятельности, получать радость от них, и вместе с тем окружающая обстановка должна иметь свойства при необходимости «гасить» такую активность, давать возможность отдохнуть. Это обеспечивается продуманным набором импульсов и стимулов, содержащихся в развивающей среде: недостаток импульсов обедняет и ограничивает развитие ребенка по всем сферам, а перенасыщенная среда с хаотической организацией стимулов дезориентирует его.

Здесь помимо уже обозначенных зон активности уместно вспомнить еще раз о зонах для релаксации (расслабления). Это и «уголки уединения», и уютная комната (уголок) с мягкой мебелью и другими элементами, способствующими отдыху. Желательно, чтобы в детском саду была «гостиная для взрослых», куда имеют свободный доступ и дети. Постоянное эмоциональное напряжение, которое испытывает педагог в своей нелегкой профессиональной деятельности, неизбежно влияет на общий эмоциональный фон его общения с детьми и, следовательно, на их эмоциональное благополучие.

Каждому ребенку в детском саду должно быть обеспечено личное пространство (кроватка со стульчиком и ковриком, шкафчик для хранения личных вещей, принадлежащих только ему, фотографии его семьи и т. д.).

Проект среды учитывает создание условий для формирования и развития полноценного образа «Я». Этому способствует наличие разновеликих зеркал, подвижных зеркал разной кривизны. Эмоциональный комфорт поддерживается и за счет экспонирования детских работ, в котором отводится место каждому воспитаннику независимо от уровня его достижений в рисовании, лепке и т. п.

5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Постижение детьми категории эстетического начинается с «элементарных кирпичиков», своеобразного языка искусства: красоты звуков, цветовых пятен, абстрактных линий, остроумной трактовки образа лаконичными графическими средствами. Поэтому важно разместить в интерьере не громоздкие «классические» произведения живописи (Айвазовского, Шишкина, Сурикова и других авторов, ставших традиционными для украшения детских домов, лагерей, пансионатов и т. д.), а простые, но талантливые этюды, эстампы, абстрактные или полуреальные скульптуры, дающие ребенку представление об основах графического языка и о различных культурах — восточной, европейской, африканской.

Целесообразно в разных стилях представить детям одно и то же содержание сказки, эпизодов из жизни детей, взрослых: реалистическом, абстрактном, комическом и т. п. Тогда дети (с помощью взрослого) смогут обратить внимание не только на то, что изображено перед ними, но и на то, как это сделано, осваивая начала специфики разных жанров.

6. Принцип открытости — закрытости. Этот принцип представлен в нескольких аспектах.

Открытость Природе— такое построение среды, которое способствует единству Человека и Природы. Это организация «зеленых комнат» — маленьких внутренних двориков, которые могут быть остекленными, с растущими в них растениями — деревьями, кустарниками, травой. Это проживание вместе с детьми домашних животных — кошек, собак, за которыми дети ухаживают.

Открытость Культуре — присутствие элементов настоящей «взрослой» живописи, литературы, музыки.

Открытость Обществу — обстановка детского сада соответствует сути понятия «Мой дом», в котором особыми правами наделены родители.

Открытость своего «Я», собственного внутреннего мира ребенка (см. также принцип эмоциональности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия).

7. Принцип учета половых и возрастных различий детей. Предполагает построение среды с учетом половых различий, предоставление возможностей, как мальчикам, так и девочкам проявлять свои склонности в соответствии с принятыми в обществе эталонами мужественности и женственности.

Таким образом, развивающая среда — это особым образом организованное социокультурное и педагогическое пространство, в рамках которого структурируются несколько взаимосвязанных подпространств, создающих наиболее благоприятные условия для развития и саморазвития каждого включенного в нее субъекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Источник: http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2012/09/26/razvivayushchaya-sreda-dou-svoimi-rukami


Развивающая среда в доу по фгос своими руками фото

Развивающая среда в доу по фгос своими руками фото

Развивающая среда в доу по фгос своими руками фото

Развивающая среда в доу по фгос своими руками фото

Развивающая среда в доу по фгос своими руками фото

Развивающая среда в доу по фгос своими руками фото

Развивающая среда в доу по фгос своими руками фото

Рекомендуем почитать: