Программа поделки своими руками для дома


Программа поделки своими руками для дома


X

Муниципальное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1

Программа кружка

«Поделки своими руками».

Программа рассчитана на 5-8 классы.

Срок реализации программы – 1 год

                                                  Автор   Симигук Елена Ивановна

                                                                  учитель технологии

                       

г.Советский

2010

                                                                                        Дети должны жить в мире красоты,                    игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества.

Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.  

                                                                                                                        В.А. Сухомлинский

Пояснительная записка.

Актуальность темы.

    Декоративно-прикладное искусство, служащее украшением предметов быта, в художественно  - техническом отношении является результатом творчества не одного лица, а целого ряда поколений отдельной народности. Вещи, обслуживающие быт деревни, прежде чем стать предметом торговли, выполнялись как предметы для самообслуживания. Естественное стремление любого народа украсить свой быт содействовало развитию производственного искусства, разнообразию вариантов и орнаментов, их тонкости художественного  выполнения и даже изощренности.

     В старину обрамления икон вышивала хозяйка дома, невеста готовила свое приданое, мать обшивала своих детей и украшала их одежду вышивкой. Огромные картины украшали стены замков и дворцов. Это стремление сделать свой дом уютнее сохранилось и в наши дни. Оно приобрело более изощренный характер: появились картины, вышитые бисером, нитками, аппликации из ткани, ракушек и многое другое.

Новизна программы.

     Образовательной областью данной программы является культурная антропология, систематизирующим началом в которой выступает культурологическое знание жизненного уклада, быта и традиций своего народа, его духовно-нравственных ориентиров и их проявление в творчестве, в художественных народных промыслах, в традиционных ремеслах и женском рукоделии. Художественное творчество передает духовный опыт человечества, воспитывает связь между поколениями.

     Никогда не ленились русские мастера украшать самые обычные бытовые предметы, которыми каждодневно пользуется человек у себя дома. Настоящее декоративно-прикладное искусство сохраняется и развивается лишь тогда, когда живет в наших домах и когда новую, долгую жизнь ему дают наши руки и наши души.

Методологические положения.

     В процессе практической работы, которая является основной формой обучения, воспитанницы последовательно освоят приемы декоративной работы с различными материалами. Программа поможет детям найти свой вид творческой деятельности, будет способствовать духовно-нравственному становлению личности.

      Предметной областью программы являются изделия из  бисера и ниток.

     

     Изделия из бисера относятся к наиболее древним и распространенным видам. Дети научатся выполнять своими руками множество различных изделий в разной технике.

     Простота, минимальные требования к инструментам и не громоздкость изделий делают данный вид прикладного искусства одним из наиболее популярных способов рукоделия, позволяя реализовать различные замыслы.

Цели программы

 Цель программы - создание возможностей творческого развития учащихся

    Обучающая цель:

  • Дать понятие о жанрах народных промыслов, о месте в них изделий из бисера.
  • Изучение истории и теории художественного творчества.    

 Развивающие цель:

  • Ориентировка в области цветоведения, композиции, графической грамоты, работе с  бисером, нитками, в эстетике современного интерьера.
  • Развитие художественного вкуса воспитанниц, умения видеть и понимать прекрасное.

    Воспитательная цель:

  • Воспитание качеств психологической и деловой культуры: усидчивости, терпения, точности, умения доводить дело до конца.
  • Формирование таких черт личности, как активность, самостоятельность, коммуникативность.

Задачи программы

Познавательная:  развить познавательный интерес воспитанниц, включив их в деятельность,  по освоению техники декоративной работы.

Развивающая: развить личность воспитанниц, их активность, самостоятельность, умение общаться.

Мотивационная: создать комфортную обстановку, атмосферу доброжелательности и сотрудничества, включив воспитанниц в активную деятельность по освоению избранных видов рукоделия.

Обучающая: сформировать знания о художественных народных промыслах, об ассортименте изделий из бисера, их функциональном назначении; освоить следующие навыки предметной деятельности:

  • безопасное и правильное использование инструментов и приспособлений.
  •  вязание крючком;.
  • работа с бисером .

Эстетическая: воспитать аккуратность, опрятность, культуру поведения, умение ценить красоту художественного изделия.

Набор в группу - свободный, он основан на желании детей заниматься прикладным искусством, изготовлением различных вещей и предметов для дома своими руками.

                                    Состав группы.

 Группа: «Поделки своими руками» -  девочки (5 -8  класс).

Количественный состав – 12-15 человек. Продолжительность занятия – 1 час.

Частота занятий  - 1 раза  в неделю.

Количество учебных часов в год – 34 часов.

     Это оптимальный вариант для обучения рукоделию по типу семьи. Старшие помогают младшим – присутствует дух взаимовыручки, взаимопонимания, ответственности – это положительно влияет на сплоченность коллектива и формирование личностных качеств.

                          Основные принципы обучения:

  • адаптивность;
  • сотворчество и ответственность;
  • индивидуализация и дифференциация;
  • доброжелательность и достоинство;
  • природосообразность и учет возрастных особенностей.

     Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:

1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.

2.  Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.

3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

4.  Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.

5.  Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.

6.  Максимум поощрения, минимум наказания.

7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения.

Формы и  методы.

Приоритет отдается активным формам преподавания:

  • Практическим: упражнения, практические работы, тренинги, практикумы;
  • Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;
  • Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация.

Дидактический материал.

  • Журналы, статьи;
  • Публикации с описанием техники изготовления различных изделий;
  •  Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий;
  • Интернет.

Ожидаемые результаты.

По окончании курса обучения воспитанницы будут

ЗНАТЬ:

  • виды декоративного творчества;
  • историю возникновения прикладного искусства;
  • инструменты и принадлежности;
  • основные приемы работы  с бисером, ниткми;
  • приемы декорирования изделий;
  • правила техники безопасности при работе с иглой и ножницами.

УМЕТЬ:

  • графически и композиционно грамотно и эстетично выполнять изделия в различных техниках ;
  •  грамотно и эстетично выполнять изделия  из бисера;
  • использовать изготовленные изделия для украшения жилища и для подарков;
  • безопасно и эффективно пользоваться универсальными и специальными инструментами.

СТАНУТ:

  • способными к поиску знания, постановке и решению проблем, рефлексии;
  • гибкими, терпеливыми, толерантными, восприимчивыми к другим.

ПОЗНАКОМЯТСЯ:

с профессиями «вязальщица», «дизайнер».

                   

Количественный состав -  девочки (5 -8  класс),

12-15 человек.

Продолжительность занятия – 1 час.

Частота занятий  - 1 раза  в неделю.

Количество учебных часов в год – 34 часов.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

Тематическое планирование.

№ п/п

Кол- во часов

Тема занятия

Материалы, инструменты

Изделия

Введение.(1час)

1

1

Общие сведения об инструментах, материалах. Волокна, классификация волокон.

Основные приемы работы с бисером и нитками (33часа).

2-5

4

Турецкая техника вязания крючком с бисером.

Нитки, иголка бисер, крючок

Выполнение мотивов

6-13

8

Изготовление стильного колье и браслета.

Нитки, иголка бисер, крючок

Колье, браслет

14-17

4

Вязание крючком с бисером в технике рукава.

Нитки, иголка бисер, крючок

Выполнение мотивов.

18-25

8

Изготовление колье и браслета «Витой изыск».

Нитки, иголка бисер, крючок

Колье, браслет

26-29

4

Крученая техника вязания крючком с бисером.

Нитки, иголка бисер, крючок

Выполнение мотивов.

30-33

4

Изготовление колье «Эффектное вращение».

Нитки, иголка бисер, крючок

Колье

34

1

Защита и презентация изготовленных изделий.

магнитофон

Изделия учащихся

                                                                           

Количественный состав – девочки (8-11 класс), 12 человек. 

Продолжительность занятия – 2 часа.

Частота занятий  - 2 раза  в неделю.

Количество учебных часов в год – 136 часов.

Тематическое планирование.

№ п/п

Кол- во часов

Тема занятия

Материалы, инструменты

Изделия

Введение.(2 часов)

1-2

2

Общие сведения об инструментах, материалах, тканях. План на год.

Вышивка гладью (16 часов).

3-8

6

Гладь. Виды глади:

  • русская,
  •  восточная,
  •  плетеная,
  •  мозаичная;
  • гладь прикрепом,
  • финская
  • декоративная.

Ткань, нитки мулине, ткань, линейка, карандаш, иголка, ножницы

Салфетка.

9-10

2

Выбор рисунка и цветового решения. Перевод рисунка на ткань. Оформление края изделия.

Ткань, нитки мулине, ткань, линейка, карандаш, иголка, ножницы

Салфетка.

11-16

6

Изготовление салфетки с использованием элементов гладьевого шва.

Нитки мулине, ткань, линейка, карандаш, иголка, ножницы

Салфетка.

17-18

2

Оформление мережки, окончательная обработка.

Нитки мулине, ткань, линейка, карандаш, иголка, ножницы

Салфетка.

Вышивка крестом (16 часов).

19-20

2

Знакомство с техникой . Крест. Материал для вышивки. Обучение техники. Двухсторонний крест. Крест двойной или болгарский.

Нитки мулине, канва, линейка, карандаш, иголка, ножницы

панно

21-34

14

Вышивка панно  крестом.

Нитки мулине, канва, линейка, карандаш, иголка, ножницы

Вышивка «ришелье» (16 часов).

35-36

2

Знакомство с техникой ришелье, Способы выполнения. Бриды (три способа), пико.

Нитки мулине, ткань, линейка, карандаш, иголка, ножницы, пяльца

Салфет

ка

37-38

2

Композиция построения рисунка. Перевод рисунка на ткань. Обшивка краев изделия по контуру (петельным швом).

Нитки мулине, ткань, линейка, карандаш, иголка, ножницы, пяльца

Салфет

КА

39-44

6

Обшивка краев изделия по контуру (петельным швом).

Нитки мулине, ткань, линейка, карандаш, иголка, ножницы, пяльца

Салфет

ка

45-48

4

Выполнение брид.

Нитки мулине, ткань, линейка, карандаш, иголка, ножницы, пяльца

Салфет

ка

49-50

2

Обрезание ткани, которая находится под бридами.

Нитки мулине, ткань, линейка, карандаш, иголка, ножницы, пяльца

Салфет

ка

Кружевоплетение (16 часов)

51-54

2

Материалы, инструменты, приспособления.

Картон, циркуль, линейка, карандаш, нитки «ирис», иголки

кружево

55-56

2

Картонный диск, прокладывание стежков основы.

Картон, циркуль, линейка, карандаш, нитки «ирис», иголки

кружево

57-58

2

Прокладывание сновок.

Картон, циркуль, линейка, карандаш, нитки «ирис», иголки

кружево

59-60

2

Оформление центра.

Картон, циркуль, линейка, карандаш, нитки «ирис», иголки

кружево

61-62

2

Выполнение настила.

Картон, циркуль, линейка, карандаш, нитки «ирис», иголки

кружево

63-64

2

Насновывание основного узора.

Картон, циркуль, линейка, карандаш, нитки «ирис», иголки

кружево

65-69

4

Изготовление кружева.

Картон, циркуль, линейка, карандаш, нитки «ирис», иголки

кружево

Филейно-гипюрная вышивка (60 часов)

70-71

2

Материалы, инструменты, приспособления. Подготовительная работа для вышивания.

72-81

10

Растаскивание ткани на ячейки.

Ткань, лезвие, линейка.

Салфет

ка

82-94

14

Виды швов:

  • «штопальный шов»;
  • «настил с обвивкой»;
  • Полотняный шов»;
  • «восьмерка»,«цепочка»;
  • Воздушно-петельный шов;
  • «крест», «фестонный шов».
  • Швы декоративные

Ткань, линейка, рамка, нитки мулине.

Салфет

КА

Салфет

КА

95-98

4

Шов для обметывания краев изделия.

Салфет

КА

99-106

8

Фигурки для вышивания:

  • Паучки, рубчатый паучок;
  • Подковки;
  • Веер, грибок, лапки;
  • Звездочки.

Ткань, линейка, рамка, нитки мулине.

Салфет

КА

107-112

6

Фигурки из натянутых ниток:

  • Листики;
  • Репеек;
  • Звезда.

Ткань, линейка, рамка, нитки мулине.

Салфет

КА

113-116

4

Фигурки, заполненные полотняным швом.

Ткань, линейка, рамка, нитки мулине.

Салфет

ка

117-120

4

Фигурки, заполненные воздушнопетельным швом.

Ткань, линейка, рамка, нитки мулине.

Салфет

КА

121-136

16

Изготовление салфетки.

Ткань, линейка, рамка, нитки мулине.

Салфет

КА

Литература.

  1. Перевертень Г. И. Самоделки из текстильных материалов. М.; Просвещение. – 1990.
  2. Вышивка для начинающих и не только. М.; Вече. – 2000.

3.Ж-л «Анна», издательство «Бурда». №1-12 2003-2007,.

4.Лущик Л. И.Фантазийные цветы из ткани, бумаги, бисера. М.: «Эксмо».- 2006г.

5.Гильман Р. А. Иголка и нитка в умелых руках.- М.: «Легпромбытиздат», 1993.

6.Еременко Т. И. Иголка-волшебница. - М.: «Просвещение», 1998 г.

7.Иванова А. А. Ручное вышивание. «Культура и традиции», 2003 г.

8.Дворниченко Н.в. Отделки и украшения к женской одежде.- Минск, 1995 г.

9.Тазова Н.А. Ручное филейное плетение и филейно –гипюрная вышивка.- М.: «Гизлегпром», 1963 г.

10. Федотова М.В. Цветы из ткани. М.:«Культура и традиции», 2001 г.

11. Тарасенко С. Ф. Забавные поделки крючком и спицами. М.: «Просвещение», 1992 г.

12.Ханашевич Д.Р. Учитесь вязать крючком.М.: «Просвещение», 1980 г.


Источник: http://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2014/10/13/programma-kruzhka-podelki-svoimi-rukami-programma-rasschitana-na-5

X

Программа поделки своими руками для дома

Программа поделки своими руками для дома

Программа поделки своими руками для дома

Программа поделки своими руками для дома

Программа поделки своими руками для дома

Программа поделки своими руками для дома

Программа поделки своими руками для дома

Рекомендуем почитать: